В настоящее время повышение уровня заработной платы, создание условий для своевременной ее выплаты, легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда остается одной из основных задач в сфере социально-правовых отношений.

Проблема заключается в том, что значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть зарплаты выплачивают официально, а часть выплат не отражают в бухгалтерских документах. В результате бюджет государства и внебюджетные фонды недополучают существенные суммы налогов и сборов.

Неучтенные доходы способствуют несоблюдению трудовых и пенсионных прав работников.

Руководство организаций лишает своих сотрудников заслуженного пенсионного обеспечения. А сами граждане, соглашаясь с такой формой расчетов за труд, лишают себя возможности оплаты больничных листов; пособия по безработице; отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; выходного пособия при увольнении по сокращению штата, поскольку при начислении этих выплат, являющихся социальными гарантиями государства, также учитывается официальная заработная плата.

От легализации трудовых отношений зависит и возможность заявить социальные и имущественные налоговые вычеты (по лечению, обучению, покупке или строительству жилья и другие).

Налоговые органы на постоянной основе проводят кампанию по легализации «теневой» заработной платы и учитывают обращения граждан в данной работе.

Сообщить о фактах сокрытия работодателем реальных размеров оплаты труда, неофициального трудоустройства можно через электронные сервисы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Обратиться в ФНС России».

 

Управление ФНС России по Республике Карелия